Нововведения в законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (статья 16.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)

Произошли изменения в законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части административной ответственности за его нарушение.
Так, Законом Республики Беларусь от 19.07.2016 N 407-З «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее - Закон № 407-З) внесены изменения в статью 16.8 КоАП, действующие с 23.08.2016 года.
Ранее статья предусматривала ответственность за нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов лицом, обязанным соблюдать эти правила.
В настоящее время в диспозицию статьи полностью включена норма, содержавшаяся в пункте 6 Указа Президента Республики Беларусь от 09.02.2015 № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов» (далее – Указ) и действовавшая до вступления в силу Закона № 407-З.
Кроме того, существенным образом изменилась санкция за нарушение санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами ТС, ЕЭС, либо санитарных норм и правил, гигиенических нормативов либо представление недостоверных данных для процедуры государственной регистрации продукции. Законодатель значительно смягчил налагаемое взыскание в сравнении с нормами Указа.
Так, действующая санкция статьи 16.8 КоАП по отношению к предыдущей, не претерпела изменений и предусматривает штраф на физическое лицо в размере до 30 базовых величин. В то время, как согласно Указу, штраф, налагаемый на физическое лицо составлял - от 20 до 50 базовых величин.
В отношении индивидуального предпринимателя прежняя редакция статьи 16.8 КоАП предусматривала штраф до 50 базовых величин, а пункт 6 Указа - от 100 до 200 базовых величин, действующая редакция – до 200 базовых величин, исключив при этом нижний предел применяемого штрафа в сравнении с нормами Указа.
На юридическое лицо в соответствии с прежней редакцией ст. 16.8 КоАП можно было наложить штраф до 200 базовых величин, а по Указу – от 200 до 500 базовых величин. Действующей редакцией статьи 16.8 КоАП установлен штраф до 500 базовых величин, также убрав нижний предел штрафа в сравнении с Указом.
При этом, в силу части 2 статьи 6.5 КоАП, минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на физическое лицо, не может быть менее 1/10 базовой величины, налагаемого на индивидуального предпринимателя – не менее 2 базовых величин, а на юридическое лицо – не менее 10 базовых величин.
Необходимо отметить, что сроки привлечения к административной ответственности за вышеуказанные нарушения теперь также исчисляются с учетом ранее предусмотренных пунктом 12 Указа № 48.
Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1 статьи 7.6 КоАП, административное взыскание за нарушения законодательства, предусмотренные статьей 16.8 могут быть наложены не позднее двух месяцев со дня его совершения, за совершение длящегося правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения, а в части нарушения санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами ТC, ЕЭC, представления недостоверных данных для процедуры государственной регистрации продукции - не позднее трех лет со дня их совершения и шести месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.
Кроме того, Законом Республики Беларусь от 30.06.2016 № 387-З внесены изменения и дополнения в Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которые будут действовать с 06.01.2017.
Законодатель вводит ряд понятий, норм и правил, связанных с действием нормативной правовой базы Единого экономического пространства (далее – ЕЭП), включая технические регламенты Таможенного союза и Единого экономического союза (далее – ТС и ЕЭС).
В частности, государственный санитарный надзор будет включать деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами ТС, ЕЭС.
Вводится понятие «санитарно-эпидемиологические требования» - это обязательные требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания, условий деятельности организаций, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, а также к безопасности и безвредности продукции, технологиям ее производства, обращению продукции, в том числе представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, которые устанавливаются санитарными нормами и правилами, гигиеническими нормативами, а также международными договорами, международно-правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу ТС и ЕЭП, и (или) актами, составляющими право ЕЭС, включая технические регламенты ТС, ЕЭС, содержащие санитарно-эпидемиологические, гигиенические требования и процедуры.
Соответственно и отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения подлежат регулированию не только национальным законодательством нашей страны, но и международно-правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу ТС и ЕЭП, а также актами, составляющими право ЕЭС.