Что изменится в контрольной работе после вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности»?

Президентом Республики Беларусь 16 октября 2017 года подписан Указ № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее – Указ № 376). Нормы данного Указа направлены на совершенствование контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь и минимизацию вмешательства контролеров в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности. Его основные положения вступают в силу с 1 января 2018 года.

В соответствии с Указом № 376 государственный контроль (надзор) будет осуществляться в формах: выборочных проверок, внеплановых проверок, мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а также мер профилактического и предупредительного характера. К последним, согласно Указу, относятся мониторинги, разъяснительная работа о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике, информирование субъектов (включая использование сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами, семинары, круглые столы и так далее.

Выборочная проверка будет назначаться с учетом критериев оценки степени риска проверяемых субъектов и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления или устранения иными формами государственного контроля (надзора).

Как и ранее, одним из оснований для проведения внеплановой проверки будет являться поручение органа уголовного преследования. Но после вступления в силу Указа № 376 проведение такой проверки возможно только по возбужденному уголовному делу. Следует отметить, что количество оснований для назначения внеплановой проверки уменьшилось. При этом в ходе внеплановой проверки изучению будут подлежать только факты и обстоятельства, послужившие основанием для ее назначения.

С принятием Указа № 376 не допускается проводить выборочные и внеплановые проверки по вопросам, которые относятся к мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера. В соответствии с требованием Указа данные мероприятия имеют предупредительно-профилактическую направленность. По результатам их проведения контролирующие (надзорные) органы в пределах своей компетенции в случае выявления нарушений выносят требование (предписание) об их устранении в установленный срок. А в случае выявления нарушений, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде вручают предложение о приостановлении (запрете) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования до устранения нарушений, послуживших основанием вручения (направления) такого предложения, выносят соответствующее требование (предписание). Если организация своевременно устранит нарушения меры ответственности в отношении субъекта и его должностных лиц не применяются.

При проведении встречной проверки будет исключена возможность применения мер ответственности в отношении контрагента проверяемого субъекта или третьих лиц, имеющих отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям. То есть субъекты, деятельность которых проверена в рамках встречной проверки, не могут привлекаться к ответственности в рамках встречной проверки.

Сократился перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности. Так, из перечня исключены Национальная академия наук Беларуси, Министерство внутренних дел, Министерство лесного хозяйства, Министерство связи и информатизации, Министерство спорта и туризма, Министерство энергетики, КГБ, органы, осуществляющие ведомственный контроль и другие.

Указом № 376 также установлен список грубых нарушений, влекущих ответственность должностных лиц контролирующего (надзорного) органа. К таким нарушениям относятся:

невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при представлении этой книги (журнала);

отсутствие оснований назначения проверки;

превышение установленных сроков проведения проверки;

проверка выполнения требований законодательства, если такие требования не относятся к компетенции контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку;

требование от проверяемого субъекта представления документов и (или) информации, если они не относятся к вопросам, указанным в предписании на проведение проверки;

отбор проб и образцов для проведения исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз в количестве, превышающем установленные законодательством нормы, необходимые для проведения таких исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз;

непредставление в установленном порядке и в установленные сроки проверяемому субъекту или его представителю акта (справки) проверки.

Необходимо отметить, что Указ № 376 прошел общественное обсуждение. Заложенные в данном нормативном правовом акте подходы одобрены деловым сообществом.