Новости

09:30, 28 сентября

Комитет госконтроля Гомельской области изучил работу землеустроительных служб региона по наведению порядка на земле

Основными принципами землепользования в нашей стране являются эффективное использование земель, их охрана и улучшение полезных свойств земель. Этим вопросам уделяется внимание на высшем государственном уровне.
Тем не менее, проведенные КГК Гомельской области в феврале-мае 2017 года контрольные мероприятия, выявили в регионе множественные факты невыполнения поручений Главы государства по наведению порядка на земле, бесхозяйственного отношения к земельным ресурсам, причинения вреда государству при распоряжении земельными участками, нарушений при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель.
Специалисты госконтроля установили, что в работе как областной, так и районных землеустроительных служб по-прежнему допускались формализм, очковтирательство и безответственность, при этом реальные меры по наведению порядка на земле и повышению эффективности ее использования не принимались.
Так, несмотря на проводимую работу по вовлечению земель в сельскохозяйственный оборот, на протяжении последних лет площадь сельскохозяйственных земель Гомельской области постоянно сокращается.
За три последних года их площадь сократилась на 30,4 тыс. га, в том числе за 2016 год – на 6,6 тыс. га.
При этом местные землеустроительные службы по фактам зарастания сельскохозяйственных земель (пахотные, луговые, залежные и земли под постоянными культурами) как правило, не привлекали виновных лиц к административной ответственности.
Согласно отчетам за 2016 год по таким фактам землеустроительными службами было выдано 774 предписания, в то время как административных дел возбуждено только 106, общая сумма примененных штрафов составила всего лишь 6,8 тыс. руб., что несоизмеримо с размером потерь сельскохозяйственного производства, понесенных Гомельской областью.
Даже с учетом применения минимального норматива возмещения (постановление Совета Министров от 26.03.2008 № 462), указанные потери только по выбытию из сельхозоборота области пахотных земель составили в 2016 году 2833,4 тыс. руб.
Кроме того, Комитетом области установлено, что в регионе не принимались какие-либо меры по возмещению вреда по фактам деградации пахотных и улучшенных луговых земель в результате их зарастания, что также не пресекало факты выбытия сельскохозяйственных земель из хозяйственного оборота.
При этом из года в год, землеустроительная служба облисполкома информировала Гомельский облисполком о достижении высокого уровня вовлечения неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот.
Однако, как показала проверка, представляемая земслужбой облисполкома информация о вовлечении в сельхозоборот являлась не результатом работы землеустроительных служб.
Так, за 2016 год районные земслужбы отчитались о принятых мерах по вовлечению 11,8 тыс. га земель в сельскохозяйственный оборот в результате проведения мелиоративных работ, при том, что работники указанных служб практически не имели какого-либо отношения к данным работам.
Кроме того, большая часть указанных земель использовалась в сельскохозяйственном обороте еще до проведения мелиоративных работ.
В соответствии со статьей 90 Кодекса Республики Беларусь о земле, государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется областными, городскими (городов областного, районного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами непосредственно и (или) через свои землеустроительные службы.
Согласно ведомственной отчетности Гомельская область по результатам осуществления госконтроля в сфере земельных отношений на протяжении последних лет занимает лидирующие позиции в республике.
В целом за 2016 год землеустроительными службами региона выдано 34483 предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства, составлено 3345 административных протоколов (постановлений).
Однако, проведенная Комитетом области проверка выявила факты откровенного очковтирательства в работе отдельных землеустроительных служб при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель.
В погоне за выполнением доводимых показателей, районные землеустроительные службы допускали «приписки» в ведомственной отчетности, выписывали предписания об устранении выявленных нарушений умершим гражданам, а также гражданам, не являющимся собственниками (пользователями) земельных участков, привлекали к административной ответственности невиновных лиц, а также нескольких лиц за одно и то же нарушение.
Яркий пример такого контроля продемонстрировала землеустроительная служба Житковичского райисполкома.
Так, районная служба отчиталась о выдаче в 2015-2016 г.г. 3058 предписаний об устранении выявленных нарушений, при этом в ходе проверки работники службы не смогли предъявить 1549 таких предписаний (около 50% от общего количества), а также какие-либо материалы к ним относящиеся.
При этом выборочной проверкой обоснованности выдачи имеющихся в службе предписаний, установлен 41 факт фиктивности таких предписаний.
К примеру, землеустроительной службой Житковичского райисполкома в марте 2017 года в адрес гражданина было направлено предписание по факту зарастания сорной растительностью земельного участка в д. Гребень по месту его жительства.
Согласно журналу регистрации предписаний требования районной службы были исполнены указанным гражданином в полном объеме.
Однако, фактически данный гражданин умер еще в 2010 году (7 лет назад) и на день смерти проживал не д. Гребень, а в д. Ямицы.
Отличилась и Ветковская землеустроительная служба. Специалистами земслужбы с целью создания видимости эффективности контроля при выявлении нарушений, в отношении одного и того же лица одновременно выносилось несколько предписаний по одному вопросу.
К примеру, руководителю районного предприятия в мае 2016 года было направлено 5 предписаний по одному вопросу – наведение должного порядка на объектах предприятия, находящихся в разных местах.
Кроме того, имели место факты привлечения к административной ответственности невиновных лиц.
Так, к административной ответственности за неисполнение выданного предписания (ст. 23.1 КоАП) в мае 2016 года был привлечен заместитель директора одного из предприятий, в то время как фактически указанное предписание он не получал.
Следует отметить, что факты бездействия, формализма и безответственности при осуществлении контроля за использованием земель, допускались и областной землеустроительной службой.
Так, за последние 2,5 года сектором госконтроля областной землеустроительной службы вынесено лишь 2 предписания, в отношении гражданина, который фактически каких-либо нарушений не совершал, и составлено только 2 административных протокола, один из которых судом Новобелицкого района г. Гомеля был отменен, в связи с отсутствием состава правонарушения.
Вышеуказанные вопросы были рассмотрены на коллегии Комитета области с участием помощника Президента Республики Беларусь – инспектора по Гомельской области и прокурора Гомельской области, по результатам которой руководству Гомельского облисполкома предложено принять меры по устранению и упреждению в дальнейшем выявленных нарушений, а также привлечению к ответственности лиц их допустивших, вплоть до освобождения от занимаемых должностей.