Проводим капитальный ремонт правильно

Согласно пункту 4 статьи 98 Жилищного кодекса, эксплуатирующая организация обязана следить за состоянием многоквартирного жилого дома, определять нужен ли ему ремонт и обеспечивать его проведение.
Основным нормативным актом, регулирующим порядок проведения капремонта жилья является Положение о порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2016 № 324 (далее – Положение № 324).
Согласно пункту 6 Положения № 324, необходимость проведения капремонта жилфонда определяется на основании:
технического состояния жилого дома в целом, а также его конструктивных элементов, которое определяется эксплуатирующими организациями на основании обследования, проводимого дважды в год (весной и осенью);
срока службы жилого дома в целом, а также его конструктивных элементов;
архитектурно-планировочных качеств жилого дома и уровня его благоустройства;
генерального плана жилой застройки (улиц, кварталов, микрорайонов), в которой расположен жилой дом.
Списки домов, которые требуют капремонта, эксплуатирующие организации подают в местные исполнительные комитеты. На основании указанных списков составляются и утверждаются графики капремонта домов на ближайший год и программу на 5 лет. Графики и программы ежегодно не позже 1 февраля публикуются в СМИ, в том числе в сети Интернет (п. 7 Положения № 324).
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 9 Положения № 324, в графики капремонта включаются жилые дома, стоимость ремонта 1 кв. метра которых не превышает установленную предельную норму затрат на ремонт 1 кв. метра общей площади квартир жилых домов.
В случае если стоимость капремонта 1 кв. метра общей площади жилого дома превышает установленную, включение такого дома в график капремонта жилья производится по решению облисполкомов.
Кроме того, обращаем внимание, что пунктом 14 Положения № 324 определен исчерпывающий перечень работ, которые могут выполняться при капремонте жилья, и финансироваться за счет бюджета, а также отчислений граждан, аккумулируемых на специальных счетах эксплуатирующих организаций.
К таким работам, в том числе относится ремонт фасадов с устранением сырости и продуваемости (без доведения сопротивления теплопередаче наружных ограждающих конструкций до установленного техническими нормативными правовыми актами нормативного значения), утеплению фасадов (до требуемого значения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций)
При этом в соответствии с пунктом 9-1 Положения № 324, утепление фасадов жилых домов с доведением уровня сопротивления теплопередаче наружных ограждающих конструкций до требуемого значения осуществляется на основании решения, принимаемого комиссией, созданной облисполкомами. Такое решение принимается на основании оценки технического состояния фасадов жилых домов, произведенной на основании заключения проектной организации о состоянии наружных ограждающих конструкций таких домов, актов обследования состояния квартир, фотоматериалов на предмет наличия сырости (промерзаний) и сведений о потреблении тепловой энергии на отопление жилых домов.
Обращаем внимание руководителей, что несоблюдение указанных требований при проведении капремонта жилья повлечет незаконное (нецелевое) использование средств бюджета и (или) отчислений граждан. Ответственность за указанные нарушения предусмотрена статьями 11.16 и 11.69 КоАП РБ.
Комитетом области в ходе проверки одной из районных организаций ЖКХ выявлены факты незаконного расходования в 2018 году более 300 тыс. руб. бюджетных средств на капремонт отдельных жилых домов, стоимость ремонта 1 кв. м которых превысила установленные нормативы. После вмешательства контролеров указанные денежные средства в полном объеме возвращены в бюджет.
В настоящее время рассматривается вопрос о привлечении данной организации и ее должностных лиц в административной ответственности.