Проблемы эффективности модернизации в ОАО «Гомельский жировой комбинат»

Современное высокотехнологичное оборудование по производству мыла после модернизации загружено менее чем наполовину

 

Коллегией областного Комитета госконтроля предложена система мер по стабилизации финансового положения и обеспечению эффективности производства ОАО «Гомельский жировой комбинат», ход их реализации взят на контроль.

 

Комитетом государственного контроля Гомельской области в рамках контроля за реализацией Программы развития производства семян масличных культур, масложировой продукции и белкового корма в Республике Беларусь на 2012-2015 годы проведена проверка ОАО «Гомельский жировой комбинат». В 2012-2013 годах предприятие, фактически являющееся единственным производителем мыла в нашей стране, реализовало один из важнейших инвестиционных проектов данной программы по модернизации мыловаренного цеха.

Для реализации этого проекта было инвестировано около 14 млрд. руб. В августе 2012 года была закуплена импортная комплексная линия по производству мыльной стружки и экструдированного туалетного мыла, которая введена в эксплуатацию в августе 2013 года.

Новая линия имеет ряд преимуществ по сравнению с уже имеющимися у предприятия мощностями. Мыльная стружка получается путем заморозки, а не высушивания, что позволяет существенно снизить энергозатраты. Процесс экструдирования предполагает более тщательное перемешивание исходного сырья и получение в результате более качественного продукта. Изменилась форма выпускаемого мыла на более прогрессивную (в виде «косточки» - сейвгарт). Кроме того, на новой линии можно производить мыло небольшими партиями - до 0,5 тонн, что позволяет оперативно реагировать на спрос рынка и расширять ассортимент продукции с минимальными затратами.

Казалось бы, модернизация производства должна приносить результат. Однако уже более года руководство ОАО «Гомельский жировой комбинат» не может обеспечить эффективное использование нового оборудования. Загрузка линии по производству мыльной стружки за 10 месяцев 2014 года составила чуть более половины, а линии производства готового туалетного мыла - трети проектной мощности. Как итог, предприятие не дополучает прибыль, растет себестоимость производимой продукции и снижается ее конкурентоспособность.  

Из-за отсутствия эффективных управленческих и маркетинговых решений, при всех достоинствах новой линии, ввод ее в эксплуатацию не укрепил положение предприятия на рынке. В период с 2012 года по январь-ноябрь 2014 года продажи данной продукции непрерывно снижались. Имея все возможности для производства и продажи новых видов качественной конкурентоспособной продукции, ОАО «Гомельский жировой комбинат» не только не осваивает новые рынки сбыта, но и теряет старые. При этом утерянные позиции на отечественном рынке, мгновенно занимаются импортным товаром.