Нововведения в законодательстве о техническом нормировании и стандартизации, технических регламентах (статья 23.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)

10:45, 16 сентября

Законом Республики Беларусь от 19.07.2016 N 407-З «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее Закон № 407-З) внесены изменения в статью 23.12 КоАП, которые действуют с 23.08.2016 года.
Так, статья дополнена частью 4 «Выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза (ТС), Евразийского экономического союза (ЕЭС)» и частью 5 «Выпуск в обращение продукции, не соответствующей показателям, не включенным в технические регламенты ТС, ЕЭС, но задекларированным изготовителем (поставщиком, продавцом, импортером) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или эксплуатационной документации»
Под выпуском в обращение понимается поставка (в т.ч. реализация) или ввоз (в т.ч. отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) продукции с целью распространения в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.
Необходимо отметить, что Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526.
Аналогичные нормы содержались соответственно в пунктах 3, 4 Указа Президента Республики Беларусь от 09.02.2015 № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов» (далее – Указ) и согласно пункту 16 настоящего Указа, действовали до вступления в силу Закона № 407-З.
Однако, существенным образом изменились санкции за данные правонарушения.
Ранее, в соответствии с Указом, штраф на физическое лицо составлял от 20 до 50 базовых величин. Норма статьи 23.12 КоАП значительно смягчила налагаемое взыскание, снизив его размер до 15 базовых величин.
На индивидуального предпринимателя или юридическое лицо пункт 3 Указа устанавливал штраф до 100 % от стоимости реализованной продукции, но не менее 200 базовых величин, а при невозможности ее установления – от 200 до 500 базовых величин.
В тоже время, законодатель в части 4 статьи 23.12 КоАП определил налагаемое взыскание на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до 100 % от стоимости реализованной продукции, а при невозможности ее установления – до 500 базовых величин, убрав нижний предел применяемого штрафа.
При этом, в силу части 2 статьи 6.5 КоАП, минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины, налагаемого на индивидуального предпринимателя – не менее 2 базовых величин, а на юридическое лицо – не менее 10 базовых величин.
Санкция части 5 ст. 23.12 КоАП в отношении индивидуального предпринимателя и юридического лица также претерпела изменения по сравнению с санкцией пункта 4 Указа.
Так, размер штрафа в отношении предпринимателя снижен наполовину и составляет от 50 до 100 базовых величин (по Указу - от 100 до 200 базовых величин), а в отношении юридического лица составляет от 100 до 300 базовых величин (по Указу - от 200 до 500 базовых величин).
Необходимо отметить, что сроки привлечения к административной ответственности за вышеуказанные нарушения не изменились.
Как в соответствии с пунктом 12 Указа № 48, так и согласно пункту 4 части 1 статьи 7.6 КоАП, административные взыскания за нарушения законодательства о техническом нормировании и стандартизации, технических регламентов могут налагаться не позднее трех лет со дня их совершения и шести месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.