Комитет госконтроля Гомельской области выявил нарушения в объектах торговли системы потребкооперации Добрушского и Кормянского районов

Комитетом области постоянно отслеживается положение дел в организациях торговли потребительской кооперации.

Следует отметить, что в последние годы данный сегмент торговли теряет свои позиции на потребительском рынке области, и прежде всего в малых городах и на селе, где ранее потребительская кооперация занимала доминирующее положение. Так, только за 2017 год количество объектов торговли потребкооперации области сократилось на 107 объектов, в том числе на селе – на 62 объекта, общепита – на 45 объектов, снизился розничный товарооборот.

Кроме того, постоянно высокая кредиторская задолженность перед поставщиками, недостаток собственных оборотных средств не позволяет организациям торговли потребкооперации поддерживать в торговой сети широкий ассортимент товаров, развивать и продвигать популярные программы лояльности для покупателей (акции, промо, скидки, бонусы, торговые накопления), что в разы снижает конкурентоспособность данных торговых объектов в сравнении с прочими субъектами хозяйствования.

Есть ли какие либо положительные подвижки в работе организаций торговли потребкооперации области? Какие принимаются меры по повышению качества торгового обслуживания? Эти и ряд других вопросов были изучены специалистами Комитета области в апреле текущего года в ходе мониторингов торговой инфраструктуры четырех субъектов хозяйствования - Добрушского райпо и ТУП «ДобрушТорг», Кормянского райпо и УП «Кормапродторг».

Проведенным мониторингом во всех 14 объектах торговли Добрушского и Кормянского районов были выявлены недостатки и недоработки при осуществлении розничной торговли, что свидетельствует, что качество торгового обслуживания в системе потребкооперации остается на низком уровне,

Так, в 13 объектах не соблюдались санитарные нормы и правила при реализации пищевой продукции в части нарушения температурных условий хранения продуктов, отсутствия на отдельную продукцию качественных документов, выкладки неупакованной продукции на дно охлаждаемых витрин; нарушались правила торговли (на ряд товаров отсутствовали ценники, в торговых залах не были установлены контрольные весы); в 12 объектах – в нарушение требований технического регламента Таможенного союза на овощи, фрукты, кулинарную продукцию для покупателей не указывалась информация о наименовании и местонахождении производителя, сроках годности, дате изготовления и пищевой ценности, условиях хранения; в 6 объектах – для взвешивания пищевой продукции использовались весы с истекшими сроками поверки.

Кроме того, в 5 торговых объектах покупателям предлагалось 11 наименований просроченной продукции (полуфабрикаты из мяса, рыба вяленая, хлебобулочные изделия).

Например, в гастрономе «Центральный» УП «Кормапродторг», расположенном в самом центре города, в продаже находились просроченные полуфабрикаты «Голубцы овощные» и «Голубцы из мяса птицы» производства Кормянского райпо, купаты шашлычные люкс ОАО «Жлобинский мясокомбинат»; на ценниках отдельных товаров (майонез, оливки, кукуруза консервированная, горошек консервированный), реализуемых со скидками, отсутствовала информация для покупателей о размере скидок к установленной цене в абсолютном или денежном выражении; отсутствовала бесплатная упаковка для товаров; на реализуемые в магазине апельсины, мандарины, грейпфруты, томаты, огурцы, перцы до покупателей не была доведена информация о дате изготовления и сроках годности, условиях хранения, наименовании и месте нахождении изготовителя.

Аналогично в магазине № 41 Добрушского райпо в населенном пункте Корма, покупателям предлагались просроченные пряники, наборы мясные для супа и наборы из субпродуктов для блинчиков; на ряд товаров (сок «Сочный», кукуруза консервированная, желатин, корица, шоколад)отсутствовали ценники с указанием наименования товаров, страны происхождения, цены за единицу;на находящиеся в продаже апельсины, лимоны, мандарины, огурцы, минтай свежемороженный, до сведения покупателей не была доведена информация о дате изготовления и сроках годности, условиях хранения, наименовании и месте нахождения изготовителя.

Следует отметить, что основные причины такого положения дел в сети потребительской кооперации – это нежелание руководства данных организаций искать новые подходы в организации торговли, отсутствие постоянного и системного контроля за работой объектов торговли.

По результатам мониторинга Комитетом области субъектам направлены рекомендации об устранении нарушений, товары с истекшими сроками годности запрещены к дальнейшей реализации, а их стоимость возмещена за счет виновных лиц.

Кроме того, в целях наведения порядка в торговой сети объектов торговли системы потребительской кооперации, материалы мониторинга для рассмотрения и принятия мер направлены в органы управления.