КГК Гомельской области проведены контрольно-аналитические мероприятия и анализ мер, принимаемых местными органами власти и субъектами хозяйствования Гомельской области по вовлечению земель в хозяйственный оборот

Наряду с другими важными госпрограммами последнего пятилетия в стране выполнялась Государственная программа сохранения и использования мелиорированных земель на 2011-2015 годы. В освоении выделенного финансирования и выполнении мероприятий программы мелиораторы уже отчитались, и было за что: только на Гомельщине на мелиорацию затрачено из бюджета свыше 1,5 триллионов рублей. Насколько эффективно использованы деньги? – таким вопросом задались специалисты Комитета государственного контроля Гомельской области. И выявили, что за бодрыми отчетами о выполнении скрывается ряд проблем и недостатков.
По результатам проверок только сельхозорганизациями Чечерского района учтена в бухгалтерском учете стоимость работ по улучшению мелиорированных земель на общую сумму 4,5 млрд. руб., а Гомельским облисполкомом приняты меры по увеличению доли государства в уставных фондах акционерных обществ на 10,8 млрд. руб.
Сложившаяся система планирования ремонтно-эксплуатационных работ не обеспечивает выполнение всего объема уходных работ, необходимых для эффективного функционирования мелиоративных сетей и поддержания оптимального гидробаланса мелиорированных земель. Например, при необходимом окашивании берегов каналов не реже одного раза в год в 2013 году было окошено 66 процентов каналов, в 2014 году - 34, в 2015 году – 59 процентов.
Аналогичная ситуация сложилась с обслуживанием и ремонтом гидротехнических сооружений, дамб и дорог. Так, за 9 месяцев 2015 года произведен ремонт на 490 водорегулирующих сооружениях, что составило 36 процентов от подлежащих ремонту (1359 сооружений).
В результате на 1 декабря 2015 года на мелиоративных системах области требовали ремонта 869 единиц водорегулирующих сооружений (11,4 процентов от состоящих на балансе), а также 71 км дамб (7,8) и 998 км дорог (30 процентов). Только в Гомельском районе нуждаются в ремонте 133 трубы-регулятора и 6 шлюзов-регуляторов, что составляет 56 процентов от всего количества водорегулирующих сооружении района. Данную проблему обострила засуха 2015 года, когда к проблеме недостатка снега и дождей добавилась проблема неисправных гидротехнических устройств, в результате многие мелиоративные каналы оказались без воды (даже незначительный объем воды задерживать было нечем).
В результате невыполнения уходных работ на всей протяженности каналов и не обеспечения своевременного ремонта гидротехнических объектов срок службы мелиоративных сетей сокращается, а мелиорированные земли преждевременно выбывают их сельхозоборота. Например, только в ОАО «Совхоз-комбинат «Сож» Гомельского района древесно-кустарниковой растительностью заросло около 2,0 тыс. га мелиорированных земель (22%).
Контроль за рациональным и эффективным использованием мелиорированных земель осуществляют землеустроительные службы райисполкомов. Как видно, слабо контролируют. Так, в первом полугодии 2015 года землеустроители Гомельского и Чечерского райисполкомов всего дважды выдавали профильным предприятиям предписания об очистке мелиоративных каналов от сорной и древесно-кустарниковой растительности. В результате вместо сохранения мелиорированных земель, что является одной из задач госпрограммы, их площади в области с 2011 года сократились на 12,9 тыс. га, а с учетом площади заброшенных и неиспользуемых в сельхозпроизводстве мелиорированных земель - более чем на 32 тыс. га (более 6 процентов).
Комитет госконтроля обратил внимание и на еще один недостаток в работе мелиораторов. Речь идет об объединении функций заказчика, подрядчика и технического надзора в структуре ГО «Белводхоз» и его подведомственных предприятий. Получается, что мелиоративные работы и заказываются, и выполняются, и контролируются одним и тем же субъектом. Представляется, что такое нагромождение функций приводит к некачественному выполнению работ, отступлению от проектной документации, завышению объемов выполненных работ.
Например, в 2010 году объект «Реконструкция мелиоративной системы в ОАО «Ветковский агросервис» был принят в эксплуатацию с невыполненными запроектированными работами по изменению положения русла осушительных каналов и водостока, что привело к заболачиванию 54 га реконструированных сельхозземель.
В 2014 году КДУП «Ветковское ПМС» реконструировало мелиоративную систему в КСУП «Столбунский» на участке Иванькин с удалением древесно-кустарниковой растительности. Комиссия приняла объект в эксплуатацию в августе 2014-го, а уже через год берега некоторых каналов покрывала растительность высотой до двух метров.
На всех проверенных предприятиях мелиоративных систем (УП «Чечерское ПМС», КДУП «Ветковское ПМС», КДУП «Лельчицкое ПМС») установлены факты завышения объемов выполненных работ. При этом фиктивные акты выполненных работ подписывались представителями технического надзора ГО «Белводхоз», КУПМВХ «Гомельмелиоводхоз», мелиоративных предприятий и райисполкомов.
Например, проверкой КДУП «Лельчицкое ПМС» установлено завышение объемов выполненных работ на общую сумму 222,0 млн. руб. на четырех объектах реконструкции мелиоративных систем. Аналогичные нарушения установлены в УП «Чечерское ПМС» и КДУП «Ветковское ПМС».
Есть вопросы и к существующей системе обеспечения работоспособности мелиоративных систем. Дело в том, что при распределении бюджетных потоков упор делается на дорогостоящие работы по реконструкции, их окупаемость составляет пять-семь лет. В то же время ремонтно-эксплуатационные работы, призванные поддерживать мелиоративные системы в рабочем состоянии, недофинансируются. В результате после недешевой реконструкции объект остается без необходимого «ухода», из-за чего еще до истечения срока окупаемости ему требуется новая реконструкция, то есть такие же масштабные затраты. Например, разработанный в 2015 году проект реконструкции мелиоративной системы «Чистые Лужи» в УСП «Радуга Агро» Ветковского района предусматривает реконструкцию семи каналов, на которых такие работы... уже проводились в 2010 году со сроком окупаемости в 2017 году.
В декабре прошлого года вопросы выполнения Госпрограммы сохранения и использования мелиорированных земель рассмотрела коллегия Комитета государственного контроля Гомельской области. На заседании присутствовали представители Минсельхозпрода, ГО «Белводхоз», облисполкома и ряда райисполкомов, а также руководители КУПМВХ «Гомельмелиоводхоз» и районных мелиоративных предприятий. Коллегия дала принципиальную оценку работе облсельхозпрода и Гомельмелиоводхоза (ответственных за реализацию госпрограммы в области) и поручила им принять меры по устранению вскрытых недостатков. Минсельхозпроду (координатору госпрограммы) предложено рассмотреть предложения Госконтроля, направленные на повышение эффективности и экономное использование бюджетных средств, выделяемых на мелиорацию.