Капремонт = землетрясение

Cтарение жилого фонда — одна из наболевших проблем. Кварталы, возведенные в 70 — 80–х годах прошлого века, подошли к критическому возрастному рубежу. Жильцы об этом пишут в инстанции, коммунальщики это понимают. Исправить ситуацию по силам лишь капитальному ремонту. Однако из–за весомости затрат приходит он не по первому требованию, а по возможностям местной казны. И если приходит, то у людей зачастую возникает другой вопрос: как пережить капремонт с наименьшими потерями и добиться достойного качества работ?

Дом № 25 по улице Достоевского в Речице относится к тем многоэтажкам, которым повезло попасть в титульный список капремонтов. Причина тому не только давний год постройки, но и накопившиеся проблемы. Например, в сезон дождей отсюда косяком шли жалобы на протекающие стены. За давностью лет кирпичная кладка стала разрушаться, давая место сквозным трещинам. Так что капремонт, пришедший в январе, здесь восприняли с оптимизмом, пусть и сдержанным.

Но уже во время ремонта открылись новые вопросы. Например, утепление фасада. Семья Пырх с пятого этажа объясняет, почему этот участок работ был особенно важен:

— Каждый год мы обращались в ЖЭУ из–за холода в квартирах, промерзания стен, сырости. Коммунальщики и жильцы заделывали раствором наиболее «прохудившиеся» стеновые участки. Поэтому так надеялись на капремонт. Первоначально нам говорили об утеплении угловых частей дома. Но в итоге теплореновация свелась к отдельным панелям на фасаде.

Вот и пенсионерка Зоя Цыбульская из квартиры № 3, что на первом этаже, оказалась не готова к проектному решению, которое открылось для нее пару недель назад:

— Ко мне вдруг пришли и сообщили, что через мою квартиру будут вести газопровод общего пользования для обслуживания всего подъезда. Заранее не уведомили, хотя работы в доме длятся с января. С проектом не ознакомили. Честно сказать, после замены коммуникаций, которую я уже пережила, испытывать все это снова не было никаких сил. Но меня поставили перед фактом, что вообще могу остаться без газа.

Жильцы пятиэтажки знакомят и с другими эффектами неожиданности капремонта. В подъезде установили радиатор на том месте, где висели почтовые ящики. Ящики тут же на площадке бросили — куда их теперь? Ограждения у пролетов окон в подъезде не вернули на прежнее место. Повсеместно над головами россыпью висят провода. Меня ведут в подвал:

— А теперь попробуйте закрыть нашу новую железную дверь.

Тщетно. Отремонтированные ступеньки не пускают. С обратной стороны дома поблескивает водосточная труба. Но она почему–то размещена аккурат над вентиляционным окном подвала. Неужели для того, чтобы вода стекала прямо под дом?

В районном предприятии ЖКХ, которое тоже должно быть заинтересовано в качественном исходе капремонта, поспешили заверить: все делается по проекту, разработанному светлогорским предприятием ЖКХ «Светочь». И делается в пределах сумм, отведенных на основные работы по капремонту, предусмотренные законодательством. Фрагментарное утепление фасада? Такой формат теплореновации просчитан с учетом мест промерзания. Газопровод общего пользования через квартиру? Новые нормы, и на их основе — проектное решение. Что до шероховатостей, то они будут устраняться. Ремонт пока не окончен, а лишь приостановлен из–за возникшей проблемы по газификации в одном из подъездов дома. До этого препятствия капремонт намечалось завершить в апреле.

По проекту или нет, качественно или под вопросом, полноценно или фрагментами... В этом должны разбираться только специалисты. Позволю себе высказаться о другом — о качестве работы с людьми. После начала ремонта из этого дома в местные инстанции ушло далеко не одно обращение. Во время моего приезда жильцы поднимали десятки вопросов. К слову, на многие из них я потом получила понятные ответы в местном ЖКХ. Думаю, ровно такой же разговор (пусть и не в первый уже раз) стоило бы провести с жильцами, развязав тем самым все мнимые и реально существующие узлы этого капремонта. Иначе на выходе странный получается расклад: в обновление дома вложено более 300 тысяч рублей, а у людей остается стойкое ощущение минуса от всего сделанного.

Компетентно

Начальник отдела Комитета госконтроля Гомельской области Евгений Лисун:

— По–прежнему больше всего поступающих обращений касается сферы ЖКХ. Это было отмечено и на недавней коллегии Комитета области по работе с обращениями граждан. Есть случаи, когда решение вопросов требует времени и средств. Но достаточно и ситуаций, когда исполнители безответственно относятся к заявлениям людей, допуская формализм и волокиту. По итогам коллегии прорабатываются несколько предложений, касающихся повышения эффективности работы органов местной власти с обращениями граждан. В частности, о создании областной межведомственной рабочей группы, которая будет разрешать наиболее затяжные проблемные вопросы, а также об организации учебных семинаров для управленцев, усилении ответственности первичного звена исполнителей.

В то же время

В прошлом году только после вмешательства КГК Гомельской области был сделан ремонт в подъезде одного из домов агрогородка Еремино Гомельского района. Опять же при помощи госконтроля мозыряне — жильцы дома по ул. Пролетарской — добились от райжилкомхоза перерасчета стоимости текущего ремонта подъезда.

Тем временем прокуратура Гомеля разрешила спор в пользу жильцов дома по проспекту Победы областного центра, которые также обжаловали действия ЖЭУ по ремонтным работам.

Виолетта ДРАЛЮК