А из нашего окна

Подавляющее большинство людей ходить по кабинетам не любит. Ведь это время, которое сегодня ценят все. Но — надо. Хотя бы раз в год приходится обращаться в службы — инстанции — учреждения, чтобы получить нужную справку по насущным житейским поводам. И в такие моменты хочется четкости и оперативности. Собственно, лишь того, на что государственная политика нацеливает исполнительную власть на местах. Вот только получается далеко не у всех.

В свое время служба «одно окно» задумывалась для того, чтобы максимально облегчить участь гражданина в решении административных вопросов. Принес исходные документы, отдал в «окно», все остальное за тебя сделает государственная организация. Она при полномочиях, ей проще. Не нужно человеку выкраивать рабочее время, обивать десятки порогов, рассчитывать на чье–то понимание. И этот механизм в целом исправно работает. Приносит эффект и отдачу. Реально делает важное дело, освобождая от хождения по кругам. Но это в целом. Если же вникнуть в частности, то картина не всегда столь благообразна.

Поговорим, к примеру, о понятности процедур. Берем такой частный случай — первые этажи многоквартирных домов, которые последние годы активно преобразуются в парикмахерские, салоны, магазины, кафе. То есть становятся началом малого и среднего бизнеса, помогая закрепиться личной инициативе. Административная процедура, подразумевающая выдачу разрешения на реконструкцию бывшей квартиры под новый объект, полностью в компетенции местных исполкомов. Законом четко прописано, что и кому делать в таком случае, чтобы собрать пакет документов, необходимый для принятия окончательного решения. Но, оказывается, даже понятные правила игры не всегда гарантируют абсолютную понятность процедуры. Порой получается вроде «один пишем — два в уме».

Чем навеяны рассуждения? Свежими примерами, которые приводят в Комитете госконтроля Гомельской области из недавней проверки работы исполнительной власти Гомеля по административным процедурам. Больше всего вопросов возникло как раз по выдаче разрешений на реконструкцию нежилых помещений в многоквартирных домах Центрального района города. Начальник управления областного КГК Елена Коваленок описывает мне схему, как должно быть. Заявитель приносит в исполком набор первичных бумаг, которые ему посильны. Например, заявление, копию паспорта, документ на право собственности помещения... Их передает службе, и уже местный орган власти обязан взяться за самое сложное: получение копии земельно–кадастрового плана, согласование исходных данных на проектирование с немаленьким числом заинтересованных организаций... Но в случае с администрацией Центрального района получалось по–другому. Большинство справок приходилось собирать лично заявителю, курсируя по многочисленным адресам, тратя и время, и деньги.

Или другой момент — оперативность. Ладно когда сам. На себя и пеняй. Но когда власти берутся за дело, здесь тоже, увы, не все гладко, хотя законом сроки понятно оговорены. Например, в Гомельском горисполкоме в числе самых тяжелых на подъем административных процедур можно назвать решения по строительству и принятию самовольных построек в эксплуатацию. Затягивание сроков рассмотрения от чисто символического одного дня до рекордных 116. И это в 62 случаях из 179.

Спорить не берусь. Выполнение административных процедур — процесс сложный и ответственный. Требует внимания и труда. Каждая запятая имеет значение. Но вот же странная штука. Удивительная простота и оперативность вдруг обнаруживаются там, где их в принципе быть не должно. В том самом Центральном районе Гомеля претендент на жилье под номером 7119, простояв в очереди буквально три месяца, получил право на строительство квартиры, с легкостью обойдя тех, кто ждал счастливого часа годами. Причем, как выяснил областной КГК, построить квартиру с государственной поддержкой он не мог по определению, поскольку раньше уже воспользовался льготным кредитом. Как же так получается: где обязаны — идет со скрипом, где нельзя — зеленый свет? В этом конкретном случае, к слову, ответ будет. По материалам областного госконтроля проверку факта уже проводят правоохранительные органы.

"СБ" Советская Белоруссия № 65 (24947). Пятница, 8 апреля 2016

Автор публикации: Виолетта ДРАЛЮК